Юрий Шишкин: "Ваш звук – это вы: какой вы, такой и звук"

Главная / Новости / Юрий Шишкин: "Ваш звук – это вы: какой вы, такой и звук"
Дата и время:
Пятница, 23 марта
23 марта в 19:00 в Большом зале филармонии пройдет сольный концерт солиста отдела Классик-концерт Ростовской филармонии - Заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов, профессора Харьковской и Шанхайской консерватории Юрия Шишкина Справка: Юрий Васильевич Шишкин родился в 1963 году
 23 марта в 19:00 в Большом зале филармонии пройдет сольный концерт солиста отдела Классик-концерт Ростовской филармонии - Заслуженного артиста России, лауреата международных конкурсов, профессора Харьковской и Шанхайской консерватории Юрия Шишкина
 
Справка:

Юрий Васильевич Шишкин родился в 1963 году в городе Азове Ростовской области. Окончил Ростовское училище искусств (1982) в классе Н.И. Григоренко, Ростовский муз-пед институт (1989, ныне РГК им. С.В. Рахманинова) и ассистентуру-стажировку в Российской Академии музыки им. Гнесиных (1992) в классе профессора, народного артиста РФ, композитора В.А. Семёнова. 
Лауреат международных конкурсов в Германии (Клингенталь, 1988), Америке (Канзас-Сити, 1990), Италии (Кастельфидардо, 1991). Всего за период с 17 до 28 лет он принял участие в 10 конкурсах различного уровня, на 7 из которых одержал победу. 
 
 

Предлагаем вашему вниманию фрагмент из статьи Новосибирской газеты "Честное слово" двухгодичной давности, в которой талантливый музыкант завораживающе рассказывает о своей главной любви - музыке, о правилах как стать музыкантом и раскрывает секреты своего успеха. 

Юрий Шишкин обращается к студентам Новосибирского музыкального колледжа во время проведения мастер-класса: 

"Ваш звук – это вы: какой вы, такой и звук. И звук вашего инструмента не может быть лучше, чем вы есть. Он – ваше прямое отражение. И если вы пустой, то и ваш звук будет пустым.  И он расскажет то, из-за чего к вам в следующий раз не пойдут на концерт. Если вы бедный внутри, то что вы можете дать тысяче людей, сидящих в зале? 
Вот эту вещь я понял давно. Вопрос не в том, сколько ты сидишь за инструментом - это второй вопрос. А первый вопрос: что есть ты сам? То есть надо работать над собой. Всю жизнь. 
 
Корреспондент газеты «Честное слово» немного вмешалась в этот полудиалог:
— Юрий Васильевич, а вот ваша методика заточена на семеновской традиции или вы настолько оторвались от нее в течение всей жизни и пытаетесь донести уже свою собственную методику до своих студентов, до любимых учеников? Что вас отличает в культуре преподавания?
 
— Преподавать я начал два года назад. До этого времени я, конечно же, перерабатывал все, что мне дал учитель (а дал он очень многое), и занимался концертной практикой, из года в год делая новые программы. Поэтому что есть мое, уже переработанное, осмысленное и добавленное к тому, что делал Семенов и вкладывал в меня, а что есть чисто семеновское, я не знаю. Точно одно: используя накопленный опыт, который дал мне Семенов за пять лет, я шагал дальше, опираясь на это, и опираюсь до сих пор. 
Моя задача – заботиться о красоте внутри себя - чтобы она жила там. Я всегда открыт для критики, для советов, никогда не упускаю возможности что-то улучшить в себе. Мне нравится развиваться,  нравится быть всегда учеником, расти, вслушиваться в то, что мне говорят другие, что посылает мне жизнь. И вот это развитие, видимо, произвело большую надстройку над тем, что дал мне Семенов, — обогатило меня. Со временем что-то ушло из моих накопленных вещей (я понял, что оно не работает или работает против меня), а что-то осталось - такая выжимка.
 
И я пришел к выводу, что для меня важны три вещи, чтобы стать музыкантом (не для того, чтобы стать ИЗВЕСТНЫМ музыкантом, нет: начинается известный музыкант не с этого, а с нескольких правил, как стать музыкантом вообще).
 
 
Первое правило – слушать больше хорошей музыки  в хорошем исполнении. Поверьте, в 14 лет я не знал ни одной симфонии Чайковского. Я не знал, сколько симфоний у Бетховена. Я не знал, есть ли вообще оперы у Чайковского. Поэтому я был пустым местом. И когда я понял, что я ничего не знаю, я начал испытывать этот голод — я стал всеяден и слушал буквально тоннами (а тогда на пластинки абы кого не записывали –- только хороших исполнителей, поэтому мы слушали только хорошее). Я не мог есть, чтобы не поставить чье-нибудь исполнение. И так я стал слушать, понимать, знать и запоминать...
 
Второе правило - много заниматься: чуда нет. Вот мое вчерашнее занятие длилось десять с половиной часов, а позавчера – девять с половиной. Хочу услышать от кого-нибудь подобное. В училище же я занимался по 12 часов в день. Почему надо так много заниматься: чаще всего мы не имеем контакта с инструментом, он не является частью нашего тела, т. е. мы боремся с ним. Отстраненная игра по чуть-чуть, слегка не дает вам возможности понять инструмент. Потом вы выходите на сцену и боретесь с пьесой, которую недоучили. Плюс вы боретесь с инструментом, который не понимаете. И он вас не понимает! Представляете, сколько вам надо преодолеть, чтобы проникнуть в сердце, вы ведь и со слушателем боретесь еще - с его стеной.  И при этом еще рассчитываете на аплодисменты?
А что вы сделали для того, чтобы вас любили? 
 
Вот эти вопросы я себе задавал все время: а что я сделал для того, чтобы быть нужным со всем, что я умею и знаю? Вот меня учили чуть ли не лучшие педагоги в мире, а нужен ли я с этим? Что я умею? Насколько я готов отдать? Взять – да, а отдать? 
И вот началось все с того, что я стал отдавать как можно больше. Я играл везде! Когда я выиграл конкурс в Клингентале, лауреатов решили провезти по лучшим филармониям России. Нас было пять-шесть человек, состав менялся, но два-три человека в него входили постоянно, и в их числе я. 
 
Почему выбрали именно этих, включая меня? Только потом мой будущий импресарио сказал: «Я с тобой пил чай и услышал, как ты смеешься. Человек, который может совершить подлость или предать, не будет так смеяться».  Вот поэтому я единственный из этой группы получил контракт с Союзконцертом. То есть за мое искреннее желание отдать то, что я умею — безвозмездно (я не думал о деньгах, мне просто хотелось мир вокруг себя преобразовать в лучшую сторону), — я получил этот контракт на право каждый месяц давать по несколько концертов в ведущих филармониях России. 
Так началась моя музыкальная жизнь, в течение которой я познавал все нюансы гастрольной жизни, осознав, что никто мне ничего не должен — Я должен! 
И вот эта позиция – отдать прежде, чем взять – сыграла очень хорошую роль. И отдашь 100 процентов, а получишь, может быть, 15. Да и достаточно. 
 
Третье правило — любить своих педагогов, любить своего учителя, открывать его, помогать ему работать с собой, быть ключиком, который помогает учителю открыть свои архивы для тебя, а не потребителем. Любить, только любить. 
На занятиях со своими учениками я сразу для них определил наличие самостоятельной работы, ведь научить нельзя — можно только научиться.
 
И есть еще один секрет. Спрятан он в слове «жертва». Если вы способны на нее, то вас ждут большие успехи. Способны ли вы пожертвовать свободным временем, друзьями, сном, хорошей едой, семьей (имеется в виду в отношениях)? Если вы на это способны, мы с вами встретимся. Если же нет - даже  класс Семенова вам ничего не даст. 
Не даст и хорошая генетика. Для примера: сам маэстро из семьи, не связанной с искусством. И жизненным кредо Юрия Шишкина стало — бить в одну точку, практически всегда недосыпая, порой недоедая… 
— Были моменты, когда я уже был на грани предательства музыки, когда мои друзья в начале лихих 90-х поехали на улицы в Берлин или гоняли машины из Польши и Германии. А я сидел и учил дома «Катерину Измайлову»…  Они уже все зарабатывают, они уже все как бы выезжают, а я все чего-то учу -– для того, чтобы, правда,  один-два раза в год выехать в Голландию... А дома 20 копеек, даже на хлеб не хватало. А я учу. А я бью в одну точку. 
На самом деле мы не знаем, когда нас испытывают ТАМ, в вышних. Я только потом понял, что это было испытание, что меня проверяли: «Ах, ты предан? А ну-ка, ну-ка, вот если тебя опустить до нуля – будешь ли ты так устойчив? Сможешь ли ты удержаться в своей классике или пойдешь играть на улицу?»
Но я всё бил в одну точку. Польский сатирик Станислав Ежи Лец сказал: «Когда мне казалось, что я достиг дна, снизу постучали». И предательство мечты, предательство основной идеи, которой служишь, - тяжкая вещь. Оно искупается очень долго и с большими трудностями. Поэтому я желаю вам не предавать своей мечты, если она у вас есть." 
 
+7 863 263-35-69 +7 863 263-17-10